Глобальные проблемы универсального характера

Цели урока: Образовательная: сформировать понятие о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путях решения. Развивающая: развивать умения глобальные проблемы универсального характера анализа информации, способности ее систематизации, оценки, использования ее с целью создания прогноза. Воспитательная: показать роль мирного сотрудничества всех стран в решении мировых глобальных проблем, место России в их разрешении, ответственность каждого человека. Формирование географической и экологической культуры учащихся, бережного отношения к природе. Задачи : Познавательные : изучение нового источника географической информации и алгоритма его применения для анализа проблем; отработка навыка анализа проблем; отработка навыка работы с различными источниками информации — электронными и традиционными — картами, таблицами, диаграммами, текстом, рисунками, космическими снимками; выработка навыка выстраивать исследовательскую работу сбор необходимой информации, нахождение взаимосвязей, умение составлять план действий и делать выводы. Эмоционально-ценностные: развитие способности интеллектуального восприятия явлений окружающего мира; осмысление ценностных ориентаций, нахождение взаимосвязей явлений. Коммуникативные : развитие навыков работы в группе; отработка навыков составления электронной презентации и умения публично выступать. Форма организации учебной деятельности: работа в группах. Оборудование: политическая карта мира, атласы для 10 класса, раздаточный материал, презентации учащихся, мультимедийный проектор. Тип урока: урок-конференция обобщения и систематизации знаний Учебно-методическое обеспечение: УМК: Максаковский «Экономическая и социальная география мира» Москва, «Просвещение», 2011. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт — Понятие о глобальных проблемах. Основные особенности глобальных проблем. Учитель: Сегодня на уроке мы рассматриваем необычайно важную тему. Она касается жизни не только отдельного человека, но всей человеческой цивилизации. С этой темой вы неоднократно встречались на уроках обществознания в девятом классе, на уроках географии, истории, биологии, экономики поэтому, я думаю, тему урока, а так же цели и способ деятельности вы определите сами. Перед вами лежит стихотворение Рождественского Приложение 1 прочтите его и попытайтесь определить тему нашего урока. Учитель: Одной из характерных особенностей современного мира является обострение глобальных проблем. Вплоть до середины XX века такое глобальные проблемы универсального характера, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с глобальные проблемы универсального характера биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. И только русский-ученый Вернадский В это трудно поверить, но земная цивилизация стремительно движется по пути к глобальной социально-экономической катастрофе. Этот факт констатировали лидеры мировых держав на Конференции ООН по окружающей среде и развитию летом 1992 г. Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г. Запись в тетрадь Анализ глобальных проблем немыслим без их научной типологии. Существуют различные классификации глобальных проблем. По различным источникам информации их насчитывается от 8-10 до 40-45 и в пределах 45 минут урока рассмотреть все невозможно. Воспользуемся глобальные проблемы универсального характера, которую предлагает автор учебника географии Работа учащихся с учебником стр. Наиболее «универсальные» проблемы политического глобальные проблемы универсального характера социально-экономического характера предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им ; 2. Природно — экономического характера. Проблемы преимущественно природно-экономического характера экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана ; 3. Проблемы преимущественно социального характера демографическая, межнациональных отношений, кризиса глобальные проблемы универсального характера, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья, терроризма ; 4. Проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и др. Каковы причины глобальных проблем? А самое главное выявить возможные пути их преодоления. Урок проходит в форме пресс-конференции. Докладчики учащиеся класса, получившие опережающее задание выступают со своими работами, которые оформлены в виде презентаций. План характеристики глобальной проблемы: 1. Слушатели задают вопросы по теме выступлений. Заполняют таблицу в тетрадях. В конце урока обмениваются мнениями, дают ответ на проблемный вопрос. Глобальная проблема Доказательства существования проблемы Пути решения 1. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны. Накопление средств массового уничтожения в мире. Изменение климата, разрушение озонового слоя, «парниковый эффект», экологический кризис в различных районах мира. Рациональное размещение «грязных производств». Демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в развитых странах. Неконтролируемая урбанизации, переселение беженцев. Увеличение нагрузки на природу. Повышение экономического уровня развития стран. Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания. Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия, особенно в развивающихся странах. Интенсивный путь развития сельского хозяйства. Энергетическая и сырьевая проблема. Рост спроса на сырье. Истощение природных ресурсов мира. Более полное извлечение полезных ископаемых глобальные проблемы универсального характера недр. Использование альтернативных источников получения энергии. Учитель: Итак, с помощью разных источников информации вы познакомились с некоторыми из глобальных проблемкоторые на ваш взгляд можно считать наиболее серьёзными и на решение которых человечеству надо затратить максимальные усилия. Почему же именно во 2 половине XX века обострилась большая часть глобальных проблем? Варианты ответов учащихся Причины глобальных проблем: Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества и существуют из-за противоречий между человечеством, средой и обществом; Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое; Побудительные мотивы деятельности преобладающей глобальные проблемы универсального характера людей, их нравственные ценности весьма далеки от идеалов; Пути решения: Новое политическое мышление это веление глобальные проблемы универсального характера. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей. Привить людям новые нравственно-этические ценности; Сплотиться всему человечеству; Совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире; Вывод: Глобальные проблемы — это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели - сохранения возможности жить на Земле. Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет — глобальные проблемы универсального характера каждого из нас. Рефлексия Прием «тонкий» и «толстый» вопросов — учит учащихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы может задавать как учитель, так и учащиеся друг другу. Можно ли сказать, что глобальные проблемы актуальны лишь для стран с низким уровнем глобальные проблемы универсального характера Домашнее задание : Написать мини-сочинение, эссе. На тему: « Каждый из нас в силах изменить » Подумайте и объясните, что означает выражение: «Мы не унаследовали Землю от наших предков. Мы берем её глобальные проблемы универсального характера от наших потомков»? «Экономическая и социальная география мира» 10 класс, 2 часть, Поурочные планы на основе учебника Максаковского, Волгоград, «Учитель», 2006 2. Поурочные разработки по географии, 10 класс, Москва «ВАКО», 2006. Глобальная география, 10-11 классы, Москва, «Дрофа», 2009 4. После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной! Кнопочки находятся чуть ниже.

Институциональную основу всеобщей безопасности должны составлять не только и не столько военно-политические альянсы как в случае с коллективной безопасностью , сколько глобальные организации типа ООН. Международный терроризм выдвинулся во главу угла триады «но­вых» угроз.

добавлено 83 комментария(ев)